аналитика и обзоры

Краткий обзор Китайской арбитражной комиссии - China International Economic and Trade Arbitration Commission (CIETAC)

 


 
Ранее известная как Внешнеторговая арбитражная комиссия, Китайская арбитражная комиссия в области международной экономики и торговли была основана в апреле 1956 года.
 
Главный офис Комиссии расположен в Пекине, Комиссия при этом включает в себя также "подкомиссии" (sub-commissions) в Шэньчжэне (Shenzhen), Шанхае, Тяньцзине (Tianjin) и Чунцине (Chongqing), известные соответственно как Южная подкомиссия, Шанхайская подкомиссия, Международный экономико-финансовый арбитражный центр в Тяньцзине и Юго-Западная подкомиссия.

Согласно информации, размещенной на официальном сайте Комиссии, последняя и ее подкомиссии образуют единый арбитражный институт, что нашло отражение в Уставе Комиссии (Articles of Association). При этом, однако, в прессе циркулируют сообщения о том, что отдельные субкомиссии дистанцируют себя от Комиссии, предлагая сторонам обращаться к ним за разрешением споров, как к самостоятельным арбитражным институтам.
 
В 2000 году Комиссией был основан Центр по разрешению споров в области доменных имен, который занимается администрированием споров в отношении имен сайтов, зарегистрированных, в частности, в доменах .com, .org, .net, .cn. В 2009 году вступили в силу Арбитражные правила Комиссии для разрешения споров в области электронной коммерции (CIETAC’s Online Arbitration Rules).
 
В 2011 году Комиссия учредила Центр по разрешению инвестиционных споров, администрирующий споры между частными инвесторами и принимающим государством в случаях, когда стороны инвестиционного соглашения договорились об арбитраже в Комиссии.
 
Статистика Комиссии
В течение последних 50 лет Комиссией было администрировано и завершилось рассмотрением около 20 000 арбитражные разбирательств, включавших в себя стороны из более чем 70 стран и регионах за пределами материкового Китая. Указанные решения были признаны в более чем 60 странах и регионах. Начиная с 1990 года объем дел, ежегодно рассматриваемых Комиссией, был одним из самых больших в сравнении с другими мировыми арбитражными центрами. В последние годы в среднем Центром администрируется ежегодно около 1300 дел.
 
Обычно арбитражи, администрируемые Комиссией, завершаются в течение шести месяцев с даты формирования состава арбитров в конкретном деле. Устные слушания длятся от одного до трех дней.
 
Согласно статистике Комиссии, размещенной на ее официальном сайте, около 90% арбитражных решений Комиссии исполняются добровольно, при этом на тысячу решений приходится менее одного, которое отменяется или которому отказывается в принудительном исполнении.
 
Публикации Комиссии
 
Значительный перечень публикаций Комиссии, включающий в себя, в частности, такие периодики как Сборник Арбитражных Решений, Подборка Арбитражных Решений, Арбитраж и Право, Арбитраж и Юрисдикция (Arbitration and Jurisdiction) может свидетельствовать о лидирующей роли Комиссии в теории и практики арбитража в Китае.
 
Интерес представляет также существование в составе Комиссии специализированного органа, отвечающего за проверку квалификации арбитров и исполнения ими своих обязанностей. Указанная Квалификационная комиссия (The Arbitrator Qualification Review Committee) вносит предложения относительно продления полномочий арбитров на основе соответствия квалификации последних Арбитражному закону Китая и Арбитражным правилам Комиссии.
 
Особенности Арбитражных правил
 
Разбирательство в Комиссии проводится в большинстве случаев на основании Арбитражных правил, последняя редакция которых вступила в силу 1 мая 2012 года. В случаях когда стороны договорились о применении иных арбитражных правил или о модификации Арбитражных правил Комиссии, превалировать будет соглашение сторон за исключением случаев, когда такое соглашение неисполнимо либо противоречит обязательным положениям закона места арбитража.
 
Особый интерес для практиков представляет п. 1 ст. 6 Арбитражных правил Комиссии, согласно которым именно Комиссия, а не состав арбитров по конкретному делу, обладает правом решения вопроса о существовании и действительности арбитражного соглашения сторон. Такое право Комиссия может делегировать по своему усмотрению составу арбитров. Такая норма, безусловно, отличается от аналогичных норм регламентов большинства арбитражных центров мира, согласно которым право вопросы существования и действительности арбитражного соглашения относятся к компетенции именно состава арбитров по конкретному делу (т.н. принцип "компетенции-компетенции").
 
Следует также отметить и п. 1 ст. 21 Арбитражных правил, согласно которым сторона имеет право обратиться непосредственно в Комиссию с заявлением о принятии обеспечительных мер в целях обеспечения исполнения будущего решения, а также в целях обеспечения доказательств. Комиссия по получении указанного заявления направляет его в компетентный государственный суд по месту нахождения ответчика, либо его имущества, либо доказательств. Указанное не исключает право стороны ходатайствовать о принятии обеспечительных мер и перед составом арбитров по делу (п. 2 ст. 21 Правил).
 
Аналогично ст. 27 Арбитражного Регламента Международной торговой палаты (ICC), согласно ст. 49 рассматриваемых Правил состав арбитров после подготовки проекта решения направляет этот проект в Комиссию для проверки перед подписанием. Комиссия, не затрагивая свободы арбитров в принятии конкретного решения, может, тем не менее, обратить внимание арбитров на отдельные аспекты решения.

Контроль арбитров
Важно учитывать, что Комиссией чрезвычайно подробно урегулированы вопросы, касающиеся осуществления арбитрами своих функций. Так Комиссией приняты Кодекс поведения арбитров (согласно ст. 14 которого, например, арбитрам вменяется в обязанность посещать семинары, организуемые для арбитров Комиссией), а также очень детальные Правила оценки поведения арбитров (Правила оценки), вступившие в силу 1 марта 2009 года (ст. 16).
 
Статья 8 перечисляет обстоятельства, при наличии которых арбитру следует подать заявление о самоотводе. На основании тех же самых обстоятельств стороны и другие арбитры могут направить Председателю Комиссии заявление об отводе соответствующего арбитра. Председатель Комиссии может принять это решение и по собственной инициативе. К числу таких обстоятельств отнесены следующие:

- Арбитр является стороной в деле, близким родственником стороны или ее представителя;

- Арбитр имеет личную заинтересованность в исходе дела;

- Арбитр встречался со стороной или ее представителем частным образом либо принял подарок или приглашение от последних;

- Арбитр имеет иные связи со стороной или ее представителем, которые могут повлиять на беспристрастность при проведении разбирательства.

Под "иными связями" статья 8 понимает следующие обстоятельства:

- Арбитр консультировал сторону или ее представителя по рассматриваемому делу;

- Арбитр является коллегой стороны или ее представителя либо являлся таковым в течение последних двух лет;

- Арбитр является юридическим советником стороны или ее представителя либо являлся таковым в течение последних двух лет;

- Арбитр рекомендовал представителя стороне;

- Арбитр выступал в качестве свидетеля, оценщика, судебного эксперта, защитника или представителя в суде или арбитраже по тому же или связанному делу;

- Другие обстоятельства, которые могут повлиять на беспристрастность при разрешении дела.

Статья 9 Правил оценки регулирует случаи, когда стороны и иные арбитры вправе направить Председателю комиссии заявление о замене арбитра. Как и ст. 8, рассматриваемая статья наделяет Председателя Комиссии правом принять решение о замене арбитра и без заявления стороны (ex officio). Итак, в перечень соответствующих обстоятельств включены следующие случаи:

- У арбитра отсутствуют необходимые знания и способность вести дело;

- Арбитр не выполняет свои обязанности с должной заботливостью и осмотрительностью;

- Арбитр не смог осуществлять арбитражное разбирательств в соответствии с требованиями Арбитражных Правил;

- Существуют другие обстоятельства, демонстрирующие демонстрируют некомпетентность арбитра или неспособность к исполнению обязанностей.

Как видно, как минимум 3 из перечисленных четырех обстоятельств является оценочными и предоставляют Председателю Комиссии значительную дискрецию в решении вопроса о замене арбитра.
 
Пожалуй, одной из наиболее интересных представляется ст. 10 Правил оценки, которая регулирует вопросы вынесения Комиссией " предупреждения" арбитру. В соответствии с указанной статьей, когда, например, арбитр нарушает Кодекс поведения Арбитров, и такое нарушение может подорвать репутацию Комиссии, являясь, однако, недостаточным для отвода арбитра, Комиссия может вынести арбитру предупреждение. К числу обстоятельств, при наличии которых арбитр может получить предупреждение (перечень не является закрытым), отнесены следующие:

- Арбитр препятствует разрешению дела в установленные сроки под "ложными" предлогами (false excuses);

- Арбитр периодически получает звонки, смс-сообщения, покидает зал разбирательств или одевается на устные слушания ненадлежащим образом;

- Арбитр демонстрирует расположенность к одной из сторон в ходе устного слушания, включая явную или скрытую помощь, оказываемую, например, посредством исследования доказательств, высказываниями, наводящими вопросами;

- Арбитр не участвует в совещаниях или исследованиях, проводимых составом арбитров, опаздывает на устные слушания без уважительных причин;

- Арбитр меняет время устных слушаний после того, как это время было подтверждено, либо не резервирует достаточного времени для устных слушаний, что приводит к необходимости назначения дополнительных слушаний;

- Арбитр делает ненадлежащие комментарии в отношении дела для лиц, в нем не участвующих, без получения предварительного одобрения Комиссии.

Наконец, статья 11 Правил оценки перечисляет случаи, возникновение которых в течение срока, на который арбитр был включен в список арбитров, наделяет Комиссию правом исключить арбитра из этого списка (If any of the following circumstances exists during an arbitrator’s term of service, the Arbitration Commission has the authority to dismiss that arbitrator):

- Арбитр признается виновным в совершении преступления или получает "серьезное" административное наказание за нарушение закона (serious administrative punishment for violation of law);

- Арбитр умышленно скрывает факты и обстоятельства, которые, будучи известными, привели бы к его отводу;

- Арбитр не является на устные слушания без уважительных причин;

- Арбитр дважды не участвует в совещании или исследованиях состава арбитров или дважды в течение года опаздывает на устные слушания;

- Арбитр дважды в течение года изменяет время устных слушаний или не резервирует достаточного времени для слушания, что приводит к необходимости назначения дополнительных слушаний;

- Арбитр не остается беспристрастным в течение разбирательства (The arbitrator fails to remain impartial during the arbitral proceedings);

- Арбитр несет основную ответственность за задержки при рассмотрения дела;

- Арбитр раскрывает свое собственное мнение или содержание совещания арбитров стороне;

- Арбитр не выполняет своих обязанностей в осторожной и исполнительной манере, невнимательно читает материалы дела и знакомится с делом, и "серьезно безответственен" (seriously irresponsible);

- Арбитр проявляет фаворитизм, совершает неподобающие действия, искажает закон при вынесении решения;

- Арбитр встречается со стороной или ее представителем частным образом либо принимает подарок, или приглашение, или другие преимущества от стороны;

- От имени стороны арбитр интересуются у других вовлеченных в дело лиц деталями дела, предлагает им подарки и преимущества;

- Арбитр настойчиво поддерживает требования/аргументы одной сторон, ведя себя противоположным образом с другой стороной, будучи неспособным объяснить причины такого поведения;

- Арбитр вступает в контакт с другим арбитром в целях искусственного создания "большинства", не взирая на факты дела и нормы права, преследуя ненадлежащие интересы одной из сторон;

- Арбитр не участвует в тренингах, проводимых для арбитров в соответствии с Правилами подготовки арбитров;

- Арбитр получает два предупреждения в течение одного срока пребывания им арбитром (in one term of service);

- Арбитр совершает иные нарушения Кодекса поведения арбитров, что делает его неподобающим лицом для продолжения исполнения функций арбитра.

Официальный сайт Комиссии содержит также перевод на английский язык ключевых законодательных актов в области арбитража таких как, например, Арбитражный акт 1995 года, разъяснения Верховного Суда Китая, касающиеся применения указанного закона.

26.07.2012

Специалисты Genuine Arbitration Service, Ltd. представляют интересы клиентов в арбитражах, администрируемых CIETAC, и будут рады предоставить Вам необходимую помощь в арбитражных разбирательствах, проводимых по Правилам CIETAC.
Команда
  • image-description
  • image-description
Проспекты

Скачайте брошюры, посвященные международной арбитражной практике нашей компании

Подписка
E-mail